На сегодняшний день институт государственно-частного партнерства (ГЧП) широко используется в России, но не имеет общепринятого, закрепленного в законе определения.
Тем не менее, уже в 2006 году появились первые региональные законы посвященные ГЧП. Так согласно п. 1.1 ст. 4 закона "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" под ГЧП понимается взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.

В целом ГЧП можно определить как вид инвестирования, основанный на распределении рисков и объединении вкладов, предполагающий сотрудничество публичного и частного партнеров в целях реализации различных проектов направленных на решение общественно значимых задач.
Основным предметом ГЧП является государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государственными/муниципальными органами.
Существует множество видови типов ГЧП, различающихся в зависимости от выбора той или иной схемы финансирования и отношений собственности между партнерами (владение, пользование, распоряжение).

В России обычно выделяют следующие формы ГЧП:
1. Концессионные соглашения;
2. Аренда государственного/муниципального имущества;
3. Доверительное управление государственным/муниципальным имуществом;
4. Соглашения о разделе продукции;
5. Участие в капитале компаний специального назначения.

Выбор той или ной формы ГЧП зависит от того на базе какой инфраструктуры, а также в какой сфере реализуется проект.
Следует также иметь ввиду, что нормативно-правовая база на федеральном, региональном и местном уровнях, насчитывающая сотни документов, позволять выбрать иные формы ГЧП.